12 декабря 2014 года состоялось очередное заседание « Школы молодого педагога» по теме: «Роль учителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся». Семинар проходил на базе МОУ «Школа№ 222». Проблема духовно – нравственного воспитания обозначена во многих документах Президента, Правительства, в новых образовательных стандартах, Концепции духовно – нравственного воспитания. Понятна ли эта проблема педагогам? Занимаются ли они ею осмысленно? Насколько важна духовная сторона воспитания? На эти и другии вопросы пытались ответить участники семинара. Обращаясь к творчеству Учителя с большой буквы, доктора психологических наук, профессора, члена Российской академии образования, руководителя Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, можно постичь самые главные вопросы гуманной педагогики, без которых невозможно решать проблемы духовно – нравственного воспитания. Что же такое гуманная педагогика? Ответ мы находим у Ш.А. Амонашвили: « Эта педагогика принимает ребёнка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность и ведёт его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребёнке путём выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рождённых в его недрах». Кто же такие дети? Дети – это изумительный народ со своими привычками, характером, традициями игры, общения, даже шалостей. В « Словаре сути слов» дано такое определение: «Дети – народ, живущий в истине» И действительно дети любят истину,а точнее не знают, что такое ложь .Может, потому и сказал Иисус: «…Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». Ибо дети – народ, живущий в истине. Поэтому учитель – одна из главных фигур в воспитании детей. Школьные уроки – это различные вариации на главные темы жизни: « Что такое мир вокруг меня и кто такой «Я» в этом мире». Духовный мир учителя может наполнить урок многомерной красотой жизни или превратить его в плоский и тоскливый отрезок времени. Гуманный урок – это совместное коллективное действие, направленное на совершенствование и учителя, и ученика. В нём учитель не выступает как некий идеальный образ, которому всё известно. Он сам рассуждает, мыслит, переживает, сорадуется, ищет ответы на сложные вопросы и тем самым побуждает к подобным действиям учеников. Хороший урок не заканчивается после звонка. Он может продолжаться в мыслях и поступках ученика даже в его взрослой жизни. Об этих и других вопросах гуманной педагогики шла речь на семинаре. В подготовке семинара приняли участие Кузина С.И. ,заместитель директора МОУ «Школа № 222» и Волкова Е.А., учитель музыки МОУ «Школа №222». Разговор о сложных проблемах воспитания будет продолжен. Удачи молодым коллегам в овладении истинами гуманной педагогики. Слушайте своё сердце, наблюдайте за детьми, верьте в ребёнка. Вера – это ядро духовности. Духовность и гуманность – это очень близкие понятия. Читайте книги классиков педагогики и рекомендуйте это делать родителям. |