4 декабря 2014 года каждый из нас в той или иной мере слушал, осмысливал Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию. Конечно, мы выделяем для себя наиболее актуальные проблемы, размышляем над ними, делаем перенос на профессиональные аспекты.
А именно: о репутации школ, учителях, о повышении качества работы, о том, что нельзя «имитировать преподавательскую деятельность». Президент обращает наше внимание на формирование таких качеств, как ответственность, исполнительская дисциплина, уважение самого себя. Об этом же говорит и профессиональный стандарт «Педагог», который вступает в силу в январе 2015 года.
Актуальна и тема - «Диалог, сотрудничество, партнёрство», которая прошла практически через весь текст Послания. В условиях глобализации значимость диалога должна быть глубоко осмыслена. Диалог - основание человеческого бытия. «Быть значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается» (М.М. Бахтин). Возрастает роль диалога как основного инструмента мышления. Отсюда следует, что диалог - это прежде всего «диалог культур». И это – одна из серьёзных проблем системы образования, учебно-воспитательного процесса.
Диалоговость подводит нас к решению не менее важной задачи: развитию социальной инициативы, партнёрства. Новая школа – это школа, которая умеет сотрудничать с учениками, родителями, чиновниками, общественностью, бизнесом, это «Школа открытого образования». Не случайно новые стандарты ориентируют школу на развитие способности к универсальным действиям. Стандарт лишь подчеркнул очевидную тенденцию, фиксированную в таких направлениях инновационного поиска, как установление междисциплинарных связей, формирование проективной и коммуникативной культуры.
В Послании Президента значительное место занимают вопросы демографии, охраны здоровья и развития спорта. Новые федеральные стандарты акцентируют внимание учителей, родителей на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Программы по физической культуре содержат блок теоретической части, ориентируют учителей и учащихся на знания о человеке как целостном организме, о профилактике вредных привычек, об увеличении двигательной активности. Решение проблемы требует комплексного подхода, научности, сотрудничества образовательных организаций, медицинских, культурных учреждений, СМИ, а также совместных проектов. |